Картина получилась полная и интересная. В Top100 представлены вина 52 компаний, то есть подавляющего большинства тех российских виноделен, которые претендуют на статус качественных производителей.

Под «производителем» мы не всегда понимаем юридическое лицо, обладающее лицензией и виноградником. Довольно много проектов в российском виноделии существуют как негоциантские – производят вино и на арендованном оборудовании, и под «арендованной» лицензией, иногда и из купленного, а не собственного винограда. Такие проекты и бренды мы рассматриваем как самостоятельных производителей, хотя формально-юридически они таковыми не являются.
Не стоит удивляться, в России пока совсем мало винодельческих хозяйств – даже двухсот не наберется. На фоне, например, Италии, где виноделен более 40 000, это как капля в море! Но зато в числе участников и лауреатов нашего рейтинга представлены все категории: и крупные компании с объемом производства в десятки миллионов бутылок, и совсем маленькие проекты «гаражистов», и, конечно, средние по размерам производители, ориентированные на заинтересованных потребителей. В отношении всех трех групп существуют определенные предубеждения и стереотипы. «Миллионикам» будто бы плевать на качество, потому что дескать объемы, маркетинг, доминирование в сетевом ритейле – их козыри. «Гаражисты» – будто бы маргиналы, их качество нестабильное, объемы мизерные, цены неадекватные, любой недостаток объясняют «концептуальностью» и паразитируют на внимании увлеченных неофитов. «Середнякам» все время не хватает ресурсов, чтобы держать планку, и они, делая хорошие топовые вина, постоянно роняют качество базовых линеек». Однако итоги нашего рейтинга свидетельствуют, что во всех трех группах наблюдается положительная динамика. В работе над качеством, в усилиях по позиционированию, в маркетинговом продвижении, в общем – в борьбе за внимание и кошелек потребителя.
И каждая из перечисленных категорий вносит свой заметный вклад в развитие российского виноделия, для каждой есть место под солнцем. Таков первый зафиксированный нашим рейтингом институциональный тренд: российская винодельческая отрасль структурируется и сегментируется!
Теперь, собственно, о качестве: оно растет! И это второй важный тренд: на российском винном рынке – приоритет качества. До некоторой степени, парадоксальным итогом наших дегустационных сессий стало сразу несколько случаев, когда вино из базовой или средней линейки получало оценку выше (пусть и на несколько десятых балла), чем топовый продукт того же производителя с тем же сортовым составом. Очевиден прогресс прежде всего в базовых винах, наиболее доступных по цене, и ориентированных на массового потребителя. Отчасти это следствие экономических факторов – возможности ценового демпинга объективно ограничены. Климатические, социально-экономические, пандемические факторы и, как одно из их интегральных последствий, глобальный рост инфляции не оставили возможности играть в «дешевое». Качество продукта становится все более значимым конкурентным преимуществом даже на полке недорогого супермаркета. Конечно есть соблазн задать провокационный вопрос: может быть, это не дешевые вина так хороши, а дорогие не так уж замечательны? Но наш дегустационный опыт говорит об обратном – об общем возросшем уровне качества российских вин. Это связано, конечно, и с активными инвестициями в обновление технологического оборудования. Российские винодельческие цеха в целом уже вполне соответствуют высоким международным стандартам. Но эта происходящая сейчас технологическая революция как раз и является ответом виноделов на требования рынка! Без современных прессов, в облупленных эмалированных емкостях, оставшихся с советских времен, без температурного контроля, сложно сделать приличное вино даже из хорошего винограда.

Винограда в России пока выращивается мало – до недавнего времени больше трети бутилируемого в стране вина приходилось на иностранные виноматериалы. Теперь на «балк» действует законодательный запрет и выращивать виноград стало даже выгоднее, чем даже производить вино.

Подогретый неурожаем дефицит загнал цену 1 кг российского винограда далеко за 100 рублей – а это минимальное количество для производства одной бутылки вина стандартного объема в 0,75 литра. Еще 2 года назад цена не превышала 40-45 рублей за виноград самого лучшего качества. Такой – близкий к ажиотажному – спрос плюс серьезная государственная программа субсидирования создают хорошие предпосылки для закладки новых виноградников. Где они появятся и какие сорта на них будут расти? Отчасти на это вопрос помогает ответить еще один тренд, видный по итогам нашего рейтинга. Тренд этот – стремление к разнообразию. Разнообразие российского виноделия проявляется и в региональной представленности: вместе с хрестоматийными Крымом и Краснодарским краем в нашем рейтинге есть вина с Дона, с Нижней Волги, из Дагестана – который обещает уже скоро стать третьим эпицентром российского виноделия не только в количественном, но и в качественном смысле. Уверены, что уже в ближайших рейтингах мы увидим вина из Ставрополья (в этот раз они совсем немного недотянули по баллам). Уже есть винодельческие эксперименты в Самарской области, в Воронеже, и даже в Подмосковье – хотя это, конечно, пока настоящая экзотика. И конечно, тренд – в сортовом разнообразии.
В TOP100 присутствуют вина из 16 различных сортов винограда (не считая ассамбляжей, точный состав которых знают только сами виноделы). Среди 9 красных три самых популярных – мерло, сира, каберне фран. Впрочем, большинство блендов сделаны на основе каберне-совиньона, так что этот популярный сорт явно не в забвении у отечественных виноделов. Среди 6 белых – тотальное преимущество шардоне, затем совиньон блан и рислинг. В целом, все соответствует международной иерархии! Но в отличие от большинства винных регионов, в которых есть определенные доминирующие сорта, у нас в одном хозяйстве и часто на одном терруаре уживаются (и прекрасно получаются!) совершенные антагонисты: каберне и пино нуар, шардоне и совиньон блан... Отдельно упомянем модные сейчас автохтоны. Конечно, они есть в нашей сотне. Правда, не все из тех, кто на слуху. Крымские откровенно подвели, хотя Экспертный Совет специально внес в список конкурсных вин несколько образцов из кокура и кефесии. Признаемся, в ходе дегустаций среди наших экспертов даже завязалась жаркая дискуссия относительно характеристик и типологии некоторых автохтонных вин. Мы уверены, что корень противоречий – не в ущербности российских автохтонов, а в элементарном недостатке серьезного опыта в работе с ними – начиная от клоновой селекции и изучения терруара до выбора агротехники, методов винификации и вариантов ассамбляжа. Нет даже сколько-нибудь репрезентативной истории урожаев, с учетом высокой подвижности климатических характеристик в последние десятилетие, когда к автохтонам и возник серьезный интерес. Дело не в плохих автохтонах, а в том, что не все виноделы еще научились с ними работать. И не потому, что виноделы плохие, а потому, что у них было еще очень мало времени.

Если обобщать, это в значительной мере относится ко всему российскому виноделию. Мы еще очень мало знаем, где, как, с какими сортами стоит работать, в какую сторону развивать виноградарские и винодельческие практики.

В этой связи весьма важным является вопрос: что, как и, главное, зачем собирается регулировать только что учрежденная Федеральная Саморегулируемая Организация виноградарей и виноделов России. Именно ей законом даны полномочия по определению терруарных зон, применяемых технологических приемов, используемых сортов винограда. И от ее политики будет зависеть, «благодаря или вопреки» государственной политике (60% правления ФСРО назначается по квоте Минсельхоза, так что это новая организация де факто является проводником интересов государства) российское виноделие будет добиваться экономических и энологических успехов.
Современное российское виноделие – наша новая терра инкогнита – обещает огромные перспективы, но и таит возможные разочарования. Чтобы превратить ее в райский сад, нужны время и свобода для экспериментов, причем законы своих терруаров виноделам придётся научиться понимать так же, как законы формирования потребительских вкусов и предпочтений. Надеемся, наш ежегодный рейтинг TOP100Wines.ru послужит им в этом эффективным подспорьем.
Ну а потребителям он пусть поможет просто выбрать вино.
Made on
Tilda