Картина получилась полная и интересная. В Top100 представлены вина 52 компаний, то есть подавляющего большинства тех российских виноделен, которые претендуют на статус качественных производителей.
Под «производителем» мы не всегда понимаем юридическое лицо, обладающее лицензией и виноградником. Довольно много проектов в российском виноделии существуют как негоциантские – производят вино и на арендованном оборудовании, и под «арендованной» лицензией, иногда и из купленного, а не собственного винограда. Такие проекты и бренды мы рассматриваем как самостоятельных производителей, хотя формально-юридически они таковыми не являются.
Не стоит удивляться, в России пока совсем мало винодельческих хозяйств – даже двухсот не наберется. На фоне, например, Италии, где виноделен более 40 000, это как капля в море! Но зато в числе участников и лауреатов нашего рейтинга представлены все категории: и крупные компании с объемом производства в десятки миллионов бутылок, и совсем маленькие проекты «гаражистов», и, конечно, средние по размерам производители, ориентированные на заинтересованных потребителей. В отношении всех трех групп существуют определенные предубеждения и стереотипы. «Миллионикам» будто бы плевать на качество, потому что дескать объемы, маркетинг, доминирование в сетевом ритейле – их козыри. «Гаражисты» – будто бы маргиналы, их качество нестабильное, объемы мизерные, цены неадекватные, любой недостаток объясняют «концептуальностью» и паразитируют на внимании увлеченных неофитов. «Середнякам» все время не хватает ресурсов, чтобы держать планку, и они, делая хорошие топовые вина, постоянно роняют качество базовых линеек». Однако итоги нашего рейтинга свидетельствуют, что во всех трех группах наблюдается положительная динамика. В работе над качеством, в усилиях по позиционированию, в маркетинговом продвижении, в общем – в борьбе за внимание и кошелек потребителя.
И каждая из перечисленных категорий вносит свой заметный вклад в развитие российского виноделия, для каждой есть место под солнцем. Таков первый зафиксированный нашим рейтингом институциональный тренд: российская винодельческая отрасль структурируется и сегментируется!
Теперь, собственно, о качестве: оно растет! И это второй важный тренд: на российском винном рынке – приоритет качества. До некоторой степени, парадоксальным итогом наших дегустационных сессий стало сразу несколько случаев, когда вино из базовой или средней линейки получало оценку выше (пусть и на несколько десятых балла), чем топовый продукт того же производителя с тем же сортовым составом. Очевиден прогресс прежде всего в базовых винах, наиболее доступных по цене, и ориентированных на массового потребителя. Отчасти это следствие экономических факторов – возможности ценового демпинга объективно ограничены. Климатические, социально-экономические, пандемические факторы и, как одно из их интегральных последствий, глобальный рост инфляции не оставили возможности играть в «дешевое». Качество продукта становится все более значимым конкурентным преимуществом даже на полке недорогого супермаркета. Конечно есть соблазн задать провокационный вопрос: может быть, это не дешевые вина так хороши, а дорогие не так уж замечательны? Но наш дегустационный опыт говорит об обратном – об общем возросшем уровне качества российских вин. Это связано, конечно, и с активными инвестициями в обновление технологического оборудования. Российские винодельческие цеха в целом уже вполне соответствуют высоким международным стандартам. Но эта происходящая сейчас технологическая революция как раз и является ответом виноделов на требования рынка! Без современных прессов, в облупленных эмалированных емкостях, оставшихся с советских времен, без температурного контроля, сложно сделать приличное вино даже из хорошего винограда.